Благодаря чему стала легендой?
Становление бренда Монро
Проявления "бренда личности"
Биография:
Дата рождения: 01.06.1926
Дата смерти: 05.08.1962
Настоящее имя: Norma Jean Mortenson; позднее мать дала ей фамилию своего мужа -Бейкер (Baker)
Мэрилин Монро родилась 1 июня 1926 г. в Лос-Анджелесе. Ее мать, Глэдис Перл Бейкер, урожденная Монро, работала монтажницей на студиях "Коламбиа" и "РКО", страдала психическим расстройством. Мэрилин была незаконнорожденным ребенком. С пяти лет ей приходилось жить в чужих домах, так как мать лечилась в психиатрических больницах. Ребенку пришлось пережить презрение, голод, попытки изнасилования. Устав от бездомного существования, в 16 лет Норма Джин ухватилась за возможность выйти замуж за рабочего авиационного завода Джима Догерти. Год спустя она предприняла первую попытку самоубийства. В 1944 г., когда муж отправился на торговом судне за океан, пошла работать на оборонный завод, где ее заметил армейский фотограф, делавший снимки "для поднятия боевого духа". Снимки имели успех, и девушку пригласили в модельное агентство. В августе 1946 г. студия "20 век - Фокс" заключила с ней контракт (125 долларов в неделю). Ей сменили имя - отныне она будет Мэрилин Монро - и заставили брать уроки пения и танца.
Дебют состоялся в 1948 г., в фильме "Скудда-у! Скудда-эй!". Отношения со студией быстро разладились - она приняла за чистую монету расположение главы студии Джозефа Шенка, который не возражал, чтобы она проявила благосклонность и к другим продюсерам. Но Мэрилин не использовала этот шанс. В том же году она снялась в роли Эви в фильме "Опасные годы". На этом закончился ее контракт с "Фокс". Потом сыграла Пегги в "Хористках" уже на "Коламбии". Несмотря на благожелательные отзывы, и эта студия не пожелала с ней больше работать, так что Мэрилин пришлось вернуться к прежней профессии фотомодели. Именно тогда была сделана ее фотография в обнаженном виде для календаря, которую в 1953-м перепечатал журнал "Playboy" на первом в истории журнала развороте с ню. Этот снимок принес 50 долларов Мэрилин и миллион издателю.
1950 г. оказался для Мэрилин счастливым. Она снялась в пяти фильмах, в том числе в криминальной драме "Асфальтовые джунгли" Джона Хьюстона. Блондинка в шелковой пижаме произвела впечатление на Джозефа Манкиевича, подыскивавшего свежее личико для мисс Касвелл - юной особы, готовой на все, чтобы попасть в мир шоубизнеса - в фильме "Все о Еве" (в советском прокате эту роль вырезали).
В 1951 г. ей поручили довольно внушительную роль в "Любовном гнездышке". К тому времени Мэрилин уже начали узнавать. Успех свалился на нее, как снег на голову. Студия "Фокс" неожиданно предложила ей главную роль сумасшедшей гувернантки в фильме с завлекательным названием "Демон просыпается ночью". Выбор был неудачен, провал неминуем, и студия свалила всю вину на Мэрилин, швырнув ей в лицо именно злосчастный календарь. На этот раз скандал пошел ей на пользу: Мэрилин родилась для славы.
В 1953 г. Мэрилин повезло дважды. Во первых, она снялась в комедии Билли Уайлдера "Джентльмены предпочитают блондинок". Мэрилин играла Лорелей Ли, певичку и охотницу за богатым мужем. Здесь она спела свою знаменитую песенку "Бриллианты - лучшие друзья девушки". Ее ставка поднялась до 1200 долларов в неделю. Второй удачей была встреча с Джо ДиМаджио, бейсболистом, который - хотя уже ушел из большого спорта - пользовался не меньшей известностью, чем президент. Он был старше Мэрилин на 11 лет, вырос в многодетной семье и мог хотя бы отчасти заместить для Мэрилин отца, отсутствие которого она всегда очень тяжело переживала.
В том же 1953 г. она на равных снялась с суперзвездами Бетти Грейбл и Лорен Бэкол в комедии "Как выйти замуж за миллионера" - и переиграла своих партнерш. Ей не требовалось обнажаться, чтобы обращать на себя взгляды, не нужно было говорить, чтобы привлекать к себе интерес. Секрет своего успеха у мужчин она видела в том, что не вызывает у них чувства вины.
Мэрилин серьезно отнеслась к своей карьере и решила учиться. Записалась на курсы при университете Южной Каролины, но вскоре бросила из-за нехватки времени. Она действительно была занята - брала уроки пения, искусства давать интервью, позировала для рекламы. Занималась в студии Ли Страсберга у Михаила Чехова, который обучал ее актерскому мастерству, психологии, истории - одним словом, прививал вкус. Благодаря ему игра превратилась для Мэрилин в религию, разбирать мизансцены "Вишневого сада" в доме Михаила Чехова ей было интересней, чем сниматься на площадке. Однажды Чехов сказал Мэрилин, что она постоянно излучает эротическую энергию, как будто всегда находится в состоянии сексуального возбуждения - потому хозяевам студии наплевать, какая она актриса, главную ценность Мэрилин представляет для них как секс-стимулятор. Будто в подтверждение его слов Мэрилин назначили на заглавную роль в фильме "Девушка в розовом трико". Это ее взбесило.
Эмблемой сексуальности Мэрилин стал кадр из фильма Билли Уайлдера "Зуд седьмого года" (1954). Она нечаянно встала на вентиляционную решетку нью-йоркской подземки - и порыв ветра поднял ее юбку. Кто-то из друзей именно в этот момент привел на съемки Джо ДиМаджио. Его встретил рев толпы, пришедшей в экстаз.
Мэрилин долго оттягивала свадьбу с ДиМаджио, но наконец ей пришлось согласиться. К тому времени она уже знала значение слова, которое часто слышала в свой адрес, - "фригидная". Вожделенная мечта чуть ли не всех мужчин была холодна, секс в жизни вызывал у нее отвращение. По-видимому, это объяснялось впечатлениями детства. В своей книге она писала, что пожилой джентльмен-пуританин, в семье которого она жила, изнасиловал ее, бросив монетку "на мороженое". Она никогда, даже в детстве, не мечтала о том, чтобы ее любили, но ей страстно хотелось привлечь к себе внимание. Она фантазировала, как входит в церковь в юбке-колоколом, под которой ничего нет, а люди в проходе ложатся на спину и заглядывают под подол. Мэрилин было довольно того, что на нее смотрят, ею восхищаются.
Брак с ДиМаджио продлился 263 дня. Три четверти этого срока они спали в разных комнатах. ДиМаджио раздражало любопытство публики, непонятная привязанность Мэрилин к Наташе Лейтес, которую приставила к ней студия. Однажды он попросту выгнал Наташу из дому, когда та явилась среди ночи якобы для того, чтобы репетировать. Джо поставил вопрос ребром: я или кино. Ответ был предрешен. Как писали газеты, "публика - ее первая и последняя любовь".
Волнующая походка, пышная грудь, крутые бедра и обворожительная улыбка никак не ассоциировались у режиссеров и продюсеров с умом и застенчивостью. Их отношение к Мэрилин можно суммировать шуткой Билли Уайлдера, у которого после "Зуда..." она снималась в комедии "Некоторые любят погорячее" (1959, в нашем прокате "В джазе только девушки"): "Грудь из камня, мозг из ваты". Уайлдер говорил, что за то, что снял два фильма с Монро, ему полагается орден "Пурпурное сердце". Хотя многие партнеры, в том числе Лоренс Оливье (они снимались вместе в картине "Принц и хористка", 1957), считали ее бесспорно одаренной. Оливье находил ее еще и замечательно умной - и в это легко поверить. "Если мне дают роль дурочки и заставляют нести чушь - что же, прикажете делать при этом умное лицо?" - говорила она.
Мэрилин тянуло к умным мужчинам, мужчинам в очках. Она была покорена умом драматурга Артура Миллера. После развода с ДиМаджио она приняла иудаизм, и в июне 1956 г. вышла замуж за Миллера.
Роли ей по-прежнему предлагались однотипные - смазливых пустоголовых кокеток. В ответ она проявляла симптомы примадонны. Начав в 1956 г. съемки в фильме Джошуа Логана "Автобусная остановка", где, наконец, она получила серьезный драматический материал, Мэрилин перебирала партнеров: тот слишком молод, а этот староват; тот не вышел ростом, а этот верзила. Когда дошло до картины "Займемся любовью" (1960) Джорджа Кьюкора, выяснилось, что никто из знаменитостей - Кэри Грант, Рок Хадсон, Грегори Пек - не хотел с ней работать. И когда она уже стала паниковать, на выручку пришел приехавший в Голливуд Ив Монтан. Она влюбилась в него по уши и была уверена, что брак с некрасивой, грузной Симоной Синьоре нужен ему исключительно для карьеры. Но дело обернулось самым худшим образом: уезжая в Париж, Ив сказал ей, что "приятно провел время".
1958 г. выдался тяжелым. Выкидыш, нервное истощение , съемки в "Некоторые любят погорячее" вместе с Джэком Леммоном и Тони Кертисом, которые не скрывали своей неприязни к ней. Мэрилин капризничала, требовала переснимать каждый дубль по 30 раз. Как выяснилось, не зря. Фильм, на который было затрачено 3 миллиона, принес полтора миллиарда дохода. Роль солистки дамского оркестра, то и дело прикладывающейся к фляжке, которую держит за чулочной резинкой, мечтающей выйти замуж за миллионера, а влюбляющейся в такого же нищего, как она, музыканта, стала ее триумфом.
Мэрилин обманула теплота пьес Артура Миллера "Все мои сыновья" и "Смерть коммивояжера". В жизни он оказался человеком равнодушным; его вполне удовлетворяла номинальная роль мужа секс-символа Америки. Проблемы жены его не волновали. Последним подарком Миллера стал для нее сценарий фильма "Неприкаянные" (1961), где она снималась с Кларком Гейблом. Гейбл напоминал Мэрилин отца, которого она знала по фотографии. Тяжелые условия съемок довели Гейбла до истощения, вскоре после съемок он умер, и его жена обвиняла в смерти мужа Мэрилин. А режиссер Джон Хьюстон согласился на постановку ради того, чтобы снимать мустангов. Мэрилин он игнорировал.
В январе 1961 г. было объявлено о разводе с Миллером, в феврале Мэрилин попала в психиатрическое отделение одной нью-йоркской клиники. Она возненавидела кино и все фильмы со своим участием, не принимала самых лестных приглашений.Студия "20 век - Фокс" предложила новый проект с гонораром в 100 тысяч (в это время Элизабет Тейлор получила миллион за "Клеопатру"). Воскресной ночью с 4 на 5 августа 1962 г. Мэрилин приняла большую дозу снотворного и не проснулась. Распоряжался похоронами Джо ДиМаджио, который не допустил к гробу многих знаменитостей, считая их виновниками смерти Мэрилин. Панихиду вел Ли Страсберг, который не раз пытался отлучить ее от Голливуда, предрекая необычайный успех на театральных подмостках. Ей было 36 лет.
Единственным своим другом Мэрилин называла гримера Уитни Снайдера. За несколько месяцев до смерти она сказала ему: "Уж ты постарайся как следует, когда я буду лежать в гробу". Он оказался единственным, к кому могли обратиться с просьбой забрать тело из морга.
Ее состояние было оценено в 1,6 млн. По завещанию 75% отошло ее учителю актерского мастерства Ли Страсбергу и 25% - ее психоаналитику. Матери досталась ежегодная рента в 5 тысяч долларов.
После смерти Мэрилин появилось множество фильмов, документальных и художественных, в которых делаются попытки разгадать ее тайну - тайну жизни, тайну очарования и тайну смерти. Написано много книг о ней, и чем дальше, тем больше появляется в них домыслов и превратно истолкованных фактов. Мэрилин остается неразгаданным мифом кино. Энди Уорхол обессмертил ее как богиню масскульта.
В 1999 г. журнал "Playboy" назвал ее сексуальной звездой номер один 20 века.
Благодаря чему стала легендой?
- Создала образ "истинной фемининности"
- Первая открыто использовала женскую сексуальность
- Первая покрасилась в платиновую блондинку
- Таинственные отношения с президетом и его братом
- Фильмы: "Джентльмены предпочитают блондинок", "Как выйти замуж за миллионера"
Становление Монро как бренда
В агентстве она начала рекламировать купальные костюмы. И чтобы не оказаться выброшенной за борт, как большинство фотомоделей, она стала с еще большим рвением работать над собой: улучшать гибкость, пластику, вокал, внешность.
Она копировала движения актеров пантомимы, повторяла танцевальные па, кружилась на высоченных каблуках. Это не было игрой или развлечением. Напротив, серьезными тренировками, после которых она без сил садилась в прохладную ванну и еле "доползала" до постели.
Каждое утро и каждый вечер по полчаса держала ноги поднятыми у стены. Позже репортеры будут одолевать ее вопросами: "Откуда у вас такая гибкость? Где вы научились так потрясающе двигаться?". Мэрилин отвечала только одной фразой: "Я научилась двигаться, когда родилась, и ходить, когда мне был год, и с тех пор не беру никаких уроков".
Знаменитую походку она тоже изобрела сама. Говорят, что для этого пришлось подпилить на пару сантиметров каблук одной из туфелек-шпилек.
Со свойственной ей настойчивостью она шлифовала свою внешность, придавая ей шарм и выразительность. Она относилась к своему лицу, как художник к создаваемому полотну: подправляла волосы, наклеивала ресницы, покрывала лаком ногти, на губы накладывала не менее шести тонов губной помады, чтобы сделать их более полными и чувственными. Она скрывала свои недостатки при помощи мастерского грима. Этому мастерству она училась сама, никому не доверяя свою внешность. Однажды она удивила фотографа, который застал ее за странным занятием: Мэрилин сидела с гримом в руках, а перед ней был открыт учебник по анатомии. Она овладевала высшими секретами макияжа. Лишь в последние годы и только избранным парикмахерам и массажистам она доверяла свое лицо и тело.
На стекле в ванной она выводила губной помадой изречения, которые помогали ей жить. Их она переписывала из книг или придумывала сама: "Не ждать большего, чем можно достичь", "Суета убивает" или "Не волноваться, а волновать".
Норма была шатенкой в совсем юном возрасте, но в дальнейшем стала осветлять волосы и превратилась в платиновую блондинку. Забота о цвете волос стала манией - никто не должен был видеть тёмных корней. С помощью электролиза волосам придавали пушистую фактуру, а после нескольких процедур нанесения перекиси водорода, или так называемого пергидроля, естественный каштановый оттенок осветленных волос удалось полностью ликвидировать. С каждым разом они становились всё более светлыми, в конце концов, они дошли до платиновой белизны.
Монро остерегалась солнечных лучей, никогда не загорала - "мне нравится быть сплошной блондинкой, я боюсь загара".
Самая большая ее страсть - духи "Шанель № 5". На вопрос: "В чем вы спите?", она, не задумываясь, отвечала: "В Шанели № 5".
Она обожала петь и пела хорошо, к тому же уроки вокала не прошли даром. "Как сделать голос сексуальным? Честно говоря, специальной техники не существует. Если вы воображаете что-нибудь возбуждающее, то ваш голос звучит очень даже ничего", - говаривала Мэрилин.
Даже первый раз, когда она пела на экране - она пела очень хорошо. У неё был бархатный, несколько приглушённый голос, который представлял собой интересное сочетание девичьей невинности и женской предприимчивости. И позже она неоднократно проявляла талант эстрадного пения. Это обнаруживалось в чистоте тона, хорошо контролируемом дыхании и в бархатном звучании. В приглушённом подрагивающем голосе Мэрилин можно отыскать влияние Эллы Фицджеральд, которую она боготворила, и записи которой она по ночам изучала дома.
В 1946 году в биографии Мэрилин Монро произошло важное событие – она стала сотрудничать с киностудией «Двадцатый век Фокс». Перед заключением контракта, фотомодель Норма Джин Бейкер, после долгих размышлений и настойчивых убеждений со стороны Бена Лайона, одного из менеджеров киностудии, взяла псевдоним Мэрилин Монро. Основой псевдонима стала девичья фамилия матери Нормы - однофамилицы одного из американских президентов. Имя же подобрали по созвучности. Есть версия, что имя Мэрилин было позаимствовано у актрисы прошедших лет Мэрилин Миллер. По другой версии, Мэрилин - сокращение первоначального двойного имени Мэри Линн. Норма Джин не сразу дала себя убедить - новое имя звучало для неё чуждо и искусственно, однако, Лайон напомнил ей, что с момента окончания первой мировой войны это имя - одно из самых распространённых среди американских девушек.
После принятия нового имени, Мэрилин Монро долго отвергала предложения насчёт юридической смены имени и фамилии, поддавшись на уговоры лишь за шесть лет до смерти. 12 марта 1956 года Норма Джин Мортенсен (как она обычно подписывалась) официально с точки зрения закона превратилась в Мэрилин Монро.
Проявления "бренда" личности
- Распространение прически "Мэрилин Монро"
- Появление новой модели поведения "блондинки"
- Цитирование: "I wonna be kissed by you, just you" и "Poo-poo-pi-doo!"
- Многократное дублирование сцены с платьем и вентилятором в пародиях, рекламе, СМИ.
- Творчество Энди Уорхола обессмерило не только Монро, но и самого художника
- Линдси Лохан считает Мэрилин своим кумиром и сделала тату.
Татуировка состоит из фразы «Каждый является звездой и заслуживает право на сияние».
- Существуют куклы "Мэрилин Монро". Старые куклы отличаются от нынешних, но все же сходство есть.
Куклы были блондинками, в точных копиях знаменитых нарядов Мэрилин.
-
- Фото Монро продолжали появляться на обложках журналоов и после ее смерти
- Современные звезды не раз пытались копировать ее образ. Среди них: Мадонна, Дрю Бэрримор, Кристина Агилера, Анжелина Джоли, Скарлетт Йохансон, Николь Кидман, Линси Лохан, Ксения Собчак
- И, наконец, споры о ее смерти не утихают до сих пор.
Существует 5 основных версий:
- убийство, совершённое спецслужбами по приказу братьев Кеннеди во избежание огласки их сексуальных связей;
- убийство, совершённое мафией;
- передозировка наркотиков;
- самоубийство;
- трагическая ошибка психоаналитика актрисы Ральфа Гринсона, предписавшего пациентке принять хлоралгидрат вскоре после приёма ею нембутала.